"Велика святорусская земля, а везде – солнышко"
Солнце, согревающее всё живое лучами, русский народ величал самыми
разными именами. Оно является для него добрым и многомилостливым,
праведным и вечным. Посылая тепло и свет, осыпая мир щедрыми дарами,
оплодотворяя не только землю, но и недра земли, оно, в то же время,
грозный судья и каратель всякой тёмной силы – нечисти.
Лучик солнца сможет осчастливить своими благодеяниями детей наших.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к
культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию
воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому
детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На наш взгляд
именно система знаний, представленных в программе, поможет нашим
воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской
культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Цель программы:
Формировать у детей первоначальные представления о культуре, истории
и жизни русского
народа.
Задачи:
- формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.
Ожидаемый результат:
- сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
- применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в
продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству;
- творческая активность и самостоятельность старших дошкольников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.
Принципы построения программы:
- Мы по солнышку живём,
Мы за солнышком идём.
Планомерности – планирование работы на основе русского
земледельческого календаря «Круглый год», помогающего упорядочить её и
дающего возможность освоить ориентиры во времени, используемые
нашими наблюдательными и мудрыми предками. - Систематичности – 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.
- Учёта возрастных особенностей: средние группы – работа через
сказку, старшие и подготовительные – через драматизацию и настольный
театр.
- Учёта половых особенностей: девочки – украшают кокошники, мальчики – доспехи.
- Наглядности – обстановка и оборудование горницы.
- Познавательной активности – практическое исследование в старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
- Повторения – игры повторяются в нескольких занятиях, планирование
сквозное: изобразительная деятельность, физическая культура и др.
- Комплексности в постановке и решении задач эстетического,
нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также
интегрированности специфически дошкольных видов деятельности и
областей знаний (особенно на занятиях как организованной форме обучения
с включением произведений фольклора, русских народных игр, хороводов,
актуальной и доступной познавательной информации по проблеме и др.).
Содержание программы включает:
-
Фольклор как богатейший источник познавательного и
нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки,
поговорки пословицы, заклички, частушки и т.д.
-
Народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха.
- Народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
- Русская народная игрушка – как одно из
направлений художественного прикладного творчества. При изготовлении
игрушек дети приобретают навыки работы с материалом и привычку делать
своими руками приятные и полезные для людей вещи.
- Русские народные игры – как умение преодолевать
трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог
полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.
Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную
форму обучения – занятия. Поэтому целесообразно, не перегружая детей,
гармонично вплести содержание данной программы в основную
общеобразовательную программу дошкольного образования. Расширение
кругозора детей проходит в процессе познавательно-исследовательской
деятельности (исторические представления). Взаимодействие с детьми
предполагает форму сотрудничества и партнёрства.
Кроме того, здесь весьма желательна слаженная работа всех участников
образовательного процесса: педагога по народной культуре, группового
воспитателя, музыкального руководителя, физрука, руководителей
кружков. Важно «заразить» ею и родителей.
Для организации занятий в данном детском саду создана горница. В ней
собраны предметы русского народного быта, одежды, мебели, посуды. Здесь
есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не
только особую атмосферу русского народного быта, но и талант предков,
их мудрость, целесообразность предметов обихода и т.д. А главное –
попробовать себя в роли носителей русской народной культуры.
Виды и формы проведения занятий разнообразны: познавательные беседы,
встречи с интересными людьми, практические занятия, театрализованные
представления, экскурсии, викторины, досуги, целевые прогулки по улицам
посёлка, развлечения, праздники, мини-выставки, посиделки.
Принципы построения занятий помогают решению задач программы в соответствии с местными условиями и особенностями детей:
- отбор знаний, наиболее доступных и актуальных для ребёнка данного возраста;
- непрерывность и преемственность ОП;
- дифференцированный подход к детям, учёт их психологических особенностей, возможностей и полоролевых интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- развивающий характер обучения, основанный на детской познавательной активности;
- деятельностный подход.
Особенностью занятий является то, что дети знакомятся не с
бутафорскими аналогами, а только со старинными, поистине уникальными,
подлинниками предметов быта. Все они есть в нашей горнице.
Посещая горницу, воспитанники знакомятся с ее обитателями: бабушкой
Валей, дедушкой Васей, внучкой Машенькой, котом Мурлушей. Все они –
большие куклы, выполненные в стиле рукотворной народной игрушки.
Хозяйка горницы – педагог по народной культуре, всегда одетая в русский
национальный костюм, и её гости – дети воспринимают обитателей живыми,
настоящими. Этот приём позволяет познакомить детей с достаточно
сложными понятиями, явлениями, взаимосвязями.
Предлагаемое сквозное планирование помогает увидеть систему работы в
каждой возрастной группе по определённой теме, наиболее точно
определить задачи, выстроить структуру занятия. Кроме того, подобрать
необходимые приёмы и методы.
На основе полученных знаний и умений, а также наблюдений за живой
и, так называемой, неживой природой, (п.ч. даже валуны, коими богата
земля Подосиновская, это весьма колоритные природные образования с
особым значением в укладе селянина), дети получают возможность проявить
самостоятельность и творческий подход в изобразительной деятельности.
На занятиях по ИЗО и художественному труду придерживаемся принципов
народного искусства: повтор, вариации, импровизации.
Принципы предполагают:
- повтор – рисование на основе изделия мастера (образца);
- вариация – рассматривание нескольких изделий и выбор по желанию ребёнка;
- импровизация – придумывание своего узора на основе полученных
знаний, самостоятельный выбор цвета, материала, формы, сюжета,
составление композиции.
В своём большинстве программа предусматривает в занятиях по изобразительной деятельности именно детскую импровизацию.
На занятиях по физической культуре разучиваем новые и закрепляем уже
знакомые русские народные игры. А на музыкальных – слушаем русские
народные песни и колыбельные, водим хороводы, поём частушки, знакомим с
русскими народными инструментами.
В средней группе занятия по народной культуре мы
строим на основе хорошо знакомых детям с раннего возраста сказках,
учим новые потешки, заклички, отгадываем загадки. Занятия посещают
персонажи этих фольклорных произведений: петушок-золотой гребешок,
курочка-ряба и др. Постоянными гостями являются куклы-зернушки (театр
зернушек), это с их участием мы рассказываем и показываем сказки. Дети
здесь знакомятся с предметами быта, их названиями и основными частями,
с их назначением и со способами действия с ними.
В старшей группе основное место на занятиях
занимает более широкий спектр народных сказок, а также пословиц,
поговорок, примет, считалок. Дети 5 -6 лет называют и
демонстрируют способы действий со старинными предметами (например,
такими как валёк, ухват и т.п.), участвуют в викторинах, пересказе,
драматизации сказок; учатся понимать и объяснять содержание пословиц и
поговорок.
В подготовительной группе мы продолжаем знакомить
детей с предметами быта, подводим детей к выводу об исторической
преемственности с современными аналогами (камень – сковорода –
чугунный утюг – утюг на углях – электрический утюг). Кроме того, здесь
дети встречаются с местными мастерами – умельцами по работе с
берестой, сосновым корнем (корневушки). Дети с огромным интересом
наблюдают за работой этих народных умельцев: как они умеют делать
красиво, прочно, добротно…
Того, кто душу вкладывает в труд,
Кто делу отдаётся с пылом страсти,
В народе уважительно зовут
Старинным и прекрасным словом Мастер!
Постепенно подводим детей к пониманию зависимости места проживания
людей и созданных ими предметов быта: в лесной местности – даже посуда
деревянная, а в местах, богатых глиной, – глиняная и т.д. В этой
группе широко используем познавательные беседы, развивающие мышление
ребёнка и помогающие осмысленному восприятию им каких-либо исторических
событий.
Характерной особенностью работы в этом возрасте является знакомство
детей с народными праздниками. На посиделках затеваем хороводы, игры.
Наши питомцы проживают собственные представления о празднике, как о
содержательном отдыхе после большого труда.
Завершает изучение темы комплексные занятия, вечера развлечений,
праздники в ритме народного календаря. Они обобщают все виды детской
деятельности и дают ощущения целостности и законченности определённого
календарного периода.
Основными критериями результативности являются:
- Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа:
- задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как?);
- знает различные источники информации;
- владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
- обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»;
- стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
- желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
- умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
Показатели выявления теоретических знаний и
интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» (диагностика).
- Проявляет интерес к русской национальной культуре.
- Умеет играть в русские народные игры.
- Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки, заклички.
Узнает героев русского народного фольклора, произведений изобразительного искусства.
- Принимает осмысленное участие в русских народных праздниках, знает название праздника, некоторые его традиции.
- Имеет представление о русской национальной одежде и обуви.
- Имеет представление о старинных предметах быта и их назначении.
- Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.
Литература:
- Некрылова А.Ф. «Круглый год», Москва 1989 г. Изд-во «Правда».
- Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005 г., АСТ-Астрель.
- Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ-Принт. Москва 2001 г.
- Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001 г. «Сфера».
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Изд-во «Детство-Пресс» 2000 г. Санкт-Петербург.
- Перминова Н. «Дымковская расписная», ВВКИ 1979 г. Горький.
- Ветошкина Н.В. «Надежда» 1999 г. Киров.
- «Энциклопедия земли Вятской» 1994 г. Киров.
- Радынова О.П. «Баюшки-баю», Москва «Владос» 1995 г.
- Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», Москва «Просвещение» 1984 г.
- Федотов Г. «Дарите людям красоту», Москва «Просвещение» 1985 г.
- Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка», Ленинград «Художник РСФСР» 1988 г.
- Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Москва «Просвещение» 1972 г.
- Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва «Просвещение» 1984 г.
- Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. Художественная литература 1988 г.
- Русские: семейный и общественный быт. Москва, «Наука» 1989 г.
Примерное планирование занятий по программе «Лучик» в средней, старшей и подготовительной группах скачивайте вверху страницы
|