Цель. Научить детей самостоятельно разрешать
межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого
человека, а также пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться,
соблюсти очередность, извиниться).
Материал. Цветные карандаши (фломастеры).
На заметку
воспитателю
Каждый педагог
знает, что ребенок проводит большую часть времени в дошкольном учреждении и
порой испытывает серьезные психические нагрузки от постоянного контакта со
взрослыми и сверстниками. Часто возникающие ссоры и споры между детьми несут в
себе реальную угрозу не только их эмоциональному, но и физическому здоровью,
поскольку нередко кончаются дракой. Воспитатель обычно стремится своевременным
вмешательством предотвратить драку, остановить ссору. Значительно реже педагоги
учат, как детям самим выходить из конфликтных ситуаций.
Тренинг
Выберите двоих
детей. Предложите им разыграть (путем диалога) первую ситуацию. Распределите
роли: один ребенок — «девочка на качелях», другой — «девочка, пытающаяся ее
столкнуть». Что скажут друг другу девочки, чтобы помириться? А теперь
представим себе, что они поссорились — как они поговорили бы в этом случае?
Аналогичным образом
разыграйте другие ситуации.
Такое занятие лучше
проводить с подгруппой детей (до 12 человек). В этом случае все принимают активное
участие.
Диалог могут
сочинять двое, а третий при этом находит соответствующее изображение в
кружочках, обозначающее гнев, радость, улыбку в ответ на соответствующие
высказывания сверстников.
Можно также одну и
ту же ситуацию проиграть не один раз. Разными исполнителями и соответственно с
другим текстом диалога. При этом задайте вопросы. А как еще можно договориться,
чтобы не поссориться? А как можно поссориться по-другому?
Используйте
подобный тренинг при возникновении реальной проблемной ситуации в группе.
Заметив начинающуюся ссору, предложите детям провести диалог, после которого
они помирятся.
Пословицы и
поговорки
Всякая ссора красна
миром.
Где любовь да
совет, там и горя нет.
Говори, да не
спорь, а хоть спорь, да не вздорь.
Друга ищи, а
найдешь — береги.
Других не суди — на
себя погляди.
Добрые слова дороже
богатства.
|