Занятие 1. Эмоции
Цель. Учить детей распознавать
эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике.
Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с
основами театральной культуры.
1. Упражнение на гласные и согласные звуки.
2. Игра «Зеркало».
3. Упражнение «Изобрази эмоции».
Дети в творческом полукруге. Педагог проводит упражнение на гласные и согласные звуки.
Игра «Зеркало».
П е д а г о г. Представьте, что вы
готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим?
Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных
красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру
для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист,
а другой – зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и
повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую
мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать
волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы;
улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть
плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает
радостное настроение? Какие настроения вы знаете?
Дети вместе с педагогом отмечают форму губ, положение бровей, характерные для радостного и грустного настроения.
Педагог приглашает на сцену какого-либо
ребенка и дает ему следующее задание: «Представь, что ты один дома, а за
окном идет дождь и гремит гром. Какое у тебя будет выражение лица и
какое будет настроение?» Поправляет его, если ребенок неверно выразил
эмоциональное состояние.
Упражнение «Изобрази эмоции: грусть, страх, ярость, злость».
Педагог еще раз останавливается на понятии
эмоции: «Эмоция – это душевное переживание, чувство человека, зависящее
от поведения человека, от его реакции на то или иное действие».
Занятие 2. Эмоции
Цель. Учить детей распознавать
эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации;
изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать
обогащению эмоциональной сферы. 1. Рассматривание репродукций картин, фотографий.
2. Игры «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон».
Дети в творческом полукруге. Педагог
показывает им репродукции картин, фотографии с изображением эмоций
человека (радость, грусть, страх, злость) и просит догадаться, о чем
пойдет разговор на занятии. Вместе с детьми уточняет признаки,
характеризующие соответствующую эмоцию: «Можем ли мы узнать настроение
человека, не видя его лица? Как? Как меняются движения человека в
зависимости от настроения? А голос?»
Педагог и дети приходят к выводу, что в радостном настроении у человека руки подвижны, корпус отклонен назад, ступни развернуты.
Если у человека грустное настроение, его
руки малоподвижны; если он сидит, то руки могут быть опорой для головы;
корпус расслаблен, ищет опору; линия спины сломлена (сутулость), ноги
расслаблены, ступни свернуты.
Если человек испытывает страх, его руки
прижаты к груди или закрывают лицо, кисти сжаты в кулак, тело может
дрожать; корпус расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен (сутулость);
ноги согнуты в коленях; он может спотыкаться при ходьбе.
Если человек злится, он размахивает руками, топает ногами; кисти сжаты в кулак, корпус наклонен вперед; его тело дрожит.
Аналогично рассматривается изменение голоса человека в зависимости от настроения.
Игра «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме водящего и одного
из ребят, закрывают глаза – «спят». Водящий показывает ребенку, не
закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого
участника игры, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял, без
слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку и
так до последнего игрока.
После игры педагог беседует с детьми о том, какие эмоции они изображали; по каким признакам они узнали именно эти эмоции.
В конце занятия педагог хвалит детей за старание и просит попрощаться с ним сначала с эмоцией грусти, а затем с эмоцией радости. |