– Никогда не забывайте, что
мальчик или девочка обладают особенностями и различиями восприятия,
мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.
Но любить их нужно обязательно!
– Никогда не сравнивайте
мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные, даже
по биологическому возрасту девочки обычно старше мальчиков-ровесников.
– Не забывайте, что мальчики и
девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают
пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают
все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно, не так, как мы –
взрослые.
– Помните, что, когда женщина
воспитывает и обучает мальчиков, (а мужчина – девочек), им мало
пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними –
неверно и бесполезно.
– Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
– Формируйте у мальчиков чувство
опрятности с пеленок. Это качество не заложено природой у мальчиков, но
поддается формированию, в отличие от девочек, у которых чистоплотность,
аккуратность, опрятность заложены с рождения.
– Старайтесь, давая задания
мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них момент поиска,
требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать,
что и как делать, учитесь ждать и терпеть. Следует подтолкнуть мальчика,
чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже при этом совершает
ошибки.
– Не забывайте не только
рассказывать, но и показывать (сначала пробуйте объяснить, и только если
не понятно, показывайте, не упрощайте программу восприятия), особенно
это важно для мальчиков.
– Никогда не ругайте ребенка
обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Это сейчас
он не все знает, но через несколько лет в чем-то наверняка будет
способнее вас.
– Мы часто недооцениваем
эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. Помните, что
мальчики сильно реагируют на женский крик, истерики. Их мозг старается
изо всех сил выжить, находясь в ситуации сильных женских эмоций.
– Ругая мальчика, изложите кратко
и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать
эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и
ребенок перестанет вас слушать и слышать.
– Не переучивайте насильно
левшей – дело не в руке, а в устройстве мозга. Если речь у ребенка к
трем годам не включена полностью, то активизируйте правую руку, через ее
активность в левое полушарие головного мозга подается сигнал в речевой
центр.
– Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
– Терпеливо относитесь к ошибкам,
связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и
письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться.
– Помните, что, кроме обычного
положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком»
и параллельно строчке, которые является естественными и нормальными для
некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями,
поэтому учите ребенка держать карандаш, мелок, кисточку, ручку с самого
раннего детства правильно.
– Давайте как можно больше
тактильных ощущений ребенку дошкольного возраста. Не стесняйтесь
обнимать мальчика, это развивает его эмоциональный интеллект.
– Мальчики в случае усталости
быстрее истощаются интеллектуально (снижение активности левого
«рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно, лучше
переключите их на другой вид деятельности.
– Будьте внимательны и терпеливы к левшам, помните, что они эмоциональны и ранимы.
– Не сравнивайте ребенка с
другими детьми, хвалите за его успехи и достижения. В плане сравнения
научите ребенка ориентироваться на свои же результы и достижения. Вчера
еще не знал букву, а сегодня ее знает и даже читает и пишет. Вчера знал
только одну букву, а сегодня уже может прочитать слово.
– В учебе цели и мотивы ребенка
отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не всегда может
ставить познавательные цели. Чтобы ему хотелось учиться, создавайте
ситуцию успеха, ведь если что-то получается, то хочется это делать
дальше. Но и учите ребенка преодолевать препятствия и неудачи.
– Учитесь вместе с ребенком,
объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а
не противником или сторонним наблюдателем.
– Не забывайте, что надо
воспитывать не ребенка, а себя. Мальчики всегда берут модель поведения
мужчины, который рядом и значим, а девочки повторяют модель матери.
Начните с себя, и ребенок будет таким, каким вы хотите его видеть.
– При первых неудачах не
нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные
причины трудностей. Не позволяйте себе срываться на ребенке, управляйте
своими эмоциями, показывайте пример ребенку.
– Если у вас трудности в общении с
ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом
его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации
мозга, разным темпераментам, а значит, по-разному мыслите,
воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в нем, но и в вас. Он
не плохой, а просто другой.
– Важно, чтобы в воспитании и развитии мальчика обязательно участвовал и мужчина, а в воспитании девочки – женщина.
– Неудачи, промахи, неумения ребенка – это недочеты воспитания родителей.
– Постарайтесь, чтобы главным для
вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы
ребенок захотел научиться.
– Ребенок не должен панически
бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь
не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха подавляет
инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость
познания.
– Не обольщайтесь – вы
не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому
не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
– Признавайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
– Не забывайте, без взрослого,
без гармоничного человеческого общения никакие высшие психологические
функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиваться
не могут.
– Старайтесь не преподносить
мальчику истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте,
поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск.
– Для гармоничного развития
необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал
(логически, образно, интуитивно).
– Никогда не забывайте,
что есть множество тайн в развитии мозга и психики мальчиков и девочек,
которые пока не доступны нашему пониманию.
– Главной заповедью в воспитании и мальчиков и девочек сделайте «Не навреди!». |