Жалоба воспитателя детского сада: в
детский сад привели новую девочку 4 лет, у которой буквально в тот же
день обнаружились специфические особенности в поведении: как только
возникает любое затруднение, ее ручка автоматически тянется к трусикам. И
она, не прячась от других детей, начинает ритмичными движениями
возбуждать себя. К ужасу воспитателя, это поведение весьма быстро стало
распространяться по группе. Часть родителей в связи с этим начали
требовать вывода девочки из группы. Родители же девочки, к удивлению
воспитателя, заметили такое поведение ребенка только тогда, когда им
прямо указали на него. Взбешенная мать тут же криком и шлепками наказала
испуганного ребенка, который и не понял, что произошло. А привлеченные
событием дети с еще большим интересом стали относиться к новенькой
девочке.
Мораль: дети легко копируют
поведение друг друга, поэтому прикосновение к гениталиям весьма быстро
распространяется в группе детского сада.
Комментарий: ребенок в возрасте 2
лет начинает активно осваивать собственное тело. У него нет знаний о
том, почему одни части тела можно трогать, а другие – нет. Некоторые
дети, долго остающиеся без присмотра, а потому посвящающие особенно
много времени исследованию своего тела и его возможностей, обнаруживают,
что раздражение определенных мест вызывает приятное ощущение и
успокаивает. Они научаются вызывать это состояние удовлетворенности,
когда трудности порождают неприятное чувство.
Строгое наказание за такое поведение
приведет к тому, что ребенок будет продолжать совершать действие, но
научится избегать присутствия взрослых в такие моменты.
Подобное поведение наблюдается у
большинства детей. Но потом они находят более интересные занятия и
забывают о своем мимолетном открытии.
Таким образом, наилучший способ
избежать привычки прикосновений ребенка к собственным гениталиям – не
оставлять его надолго без присмотра и научить находить полезные занятия.
Когда же взрослый видит, что рука ребенка движется в определенном
направлении, лучше отвлечь его внимание и предложить какую-то
конструктивную деятельность. В этом случае у ребенка, с одной стороны,
не сформируется негативная привычка, с другой – он научится занимать
себя и в будущем предпочтет именно это.
Диапазон применения байки: консультация
родителей по поводу сексуального развития ребенка, беседа с
воспитателями детского сада и учителями начальных классов. |