Пожалуй, не стоит долго распространяться
о том огромном влиянии, которое оказывает на человеческую душу
художественная литература. Литературное произведение может облагородить и
воодушевить человека, а может ввергнуть его в бездну ужаса и
безысходности. Поэтому, выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз
просмотреть их, чтобы освежить в памяти содержание и представить себе
реакцию впечатлительного, робкого ребенка. Не стоит раньше времени
читать ему страшные сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа» или
грустные вроде «Русалочки», «Стойкого оловянного солдатика» и «Девочки
со спичками» X. К. Андерсена.
Народные сказки, в том числе и русские,
должны быть литературно обработаны и предназначены именно для детей,
поскольку в «непричесанном» варианте слишком много архаической
жестокости. Еще более осторожно следует подходить к легендам и мифам; их
лучше оставить лет до 9-11. В дошкольном возрасте стоит читать побольше
веселых произведений наших и зарубежных классиков: «Буратино»,
«Чиполлино», «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон», книги Волкова, Драгунского,
Успенского, Носова, Маршака, Михалкова.
Такие книжки как «Баранкин, будь
человеком!», «Старик Хоттабыч» и многие другие не только развлекают, но и
многому учат — в том числе и смелости. В книге «Приключения желтого
чемоданчика» С. Прокофьевой тема обретения смелости вообще ключевая; на
основе этого сюжета можно подготовить кукольный спектакль с детьми,
которым по душе театральные постановки.
Дети дошкольного и младшего школьного
возраста любят рассказы про животных, но не следует забывать о том, что в
природе господствует беспощадный естественный отбор, и, учитывая
психологические особенности детей, надо либо опускать кровавые
подробности, либо временно воздержаться от чтения некоторых повестей и
рассказов. Скажем, я бы не стала читать пяти— или даже семилетним
трусишкам повесть В. Бианки про злоключения мышонка Пика. Из нее можно,
конечно, почерпнуть много сведений о повадках мышей, птиц и прочих
«братьев наших меньших», но вполне вероятно, что в детской памяти
западет, к примеру, такая картина: «Ветви этого куста были усажены
длинными острыми колючками. На колючках, как на пиках, торчали мертвые,
наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Тут
была воздушная кладовая разбойника». Или вот такая: «Пик посмотрел, на
чем он лежит, и сейчас же вскочил. Лежал он, оказывается, на мертвых
мышах. Мышей было несколько, и все они закоченели: видно, лежали здесь
давно».
Очень взвешенно надо подходить и к
чтению детских книг приключенческого или исторического жанра. Допустим,
развитому семилетнему ребенку вполне по плечу «Приключения Тома Сойера»,
но если он мучается страхами темноты, одиночества, смерти и бандитов,
его ночные кошмары обогатятся еще и образом индейца Джо. И уж тем более
следует отсрочить знакомство с «Принцем и нищим». Взрослые обычно помнят
лишь забавную интригу с переодеванием и нелепые ситуации, в которые
попадает не знающий придворного этикета Том Кенти, но напрочь забывают
тягостные и страшные подробности жизни бедняков, а также пыток и казней,
которые, следуя исторической правде, описывает в своей книге Марк Твен.
Переход к еще более серьезной литературе
тоже может оказаться болезненным. Повзрослев, классе в четвертом, пятом
и даже в седьмом робкие дети нередко отказываются читать книги,
«которые плохо кончаются». А ведь это львиная доля мировой литературной
классики! Родителям лучше осуществлять переход к взрослым книгам мягко,
учитывая природные склонности и интересы ребенка. Дочь любит помечтать и
ее не оторвать от телевизора, когда там показывают сентиментальные
латиноамериканские сериалы? Предложите ей романтические произведения
типа «Джен Эйр», «Алых парусов» и т. п. Это уже не сказки, но еще и не
«суровая правда», которая может породить в душе девочки страх перед
полной невзгод взрослой жизнью. Сын проявляет интерес к миру животных
(просит, чтобы вы купили ему собаку)? Самое время для реалистичных
рассказов и повестей Сетона-Томпсона, где далеко не все кончается
благополучно, романов Джека Лондона и так далее. А в 11–12 лет
заинтересовавшийся историей ребенок уже без ущерба для психики прочтет и
«Принца и нищего», и «Спартака».
Важно учитывать, что многие дети уже в
младшем школьном возрасте начинают примерять на себя образы героев
любимых книг. Увидев непроходимую пропасть между собой и «идеалом», они
могут отреагировать очень болезненно. Заботливые, любящие родители
постараются учесть и это обстоятельство.
Конечно, может оказаться, что ваш
ребенок «псевдотрусишка», и страх был у него признаком какого-то другого
душевного конфликта: неутоленной жажды лидерства, ревности, страдания
из-за ощущения своей ненужности, заброшенности. В психологических играх
это все быстро выявится, и тогда то, о чем пойдет речь дальше, к вам не
относится. Но если ваш ребенок от природы робок и боязлив, не стремитесь
сделать из него супермена. Психологические игры, а главное, бережное,
тактичное обращение взрослых помогут ему избавиться от патологических
страхов. Но не обольщайтесь — отчаянным храбрецом и сорвиголовой он,
вероятнее всего, не станет. Ориентируя такого ребенка на «героический»
образ супермена, вы только лишний раз понизите его самооценку и, в конце
концов сформируете у него комплекс неудачника. Как же быть?
У каждого человека есть свой круг
возможностей. Они не беспредельны, но в рамках этого круга можно
добиться очень многого. Надо только правильно определить, что человеку
органически присуще, а что — нет. Мы с И.Я. Медведевой считаем, что
практически любой недостаток человека можно довести до уровня
достоинства. Трусишкой быть, конечно, плохо, но если, преодолев
болезненные страхи, ребенок станет осторожным и осмотрительным, вреда от
этого никому не будет, а будет только польза.
От природы робкий человек тоже способен
проявить чудеса мужества, но не на том поле битвы, на котором побеждают
герои приключенческих романов и боевиков. Его сфера интеллектуальная.
Поэтому давайте своему ребенку читать книги об ученых, писателях,
художниках (в зависимости от того, к чему у него заметна склонность).
Возможно, он найдет образец для подражания, созвучный с особенностями
своей натуры, среди великих деятелей науки, искусства, литературы. А
приключений и подвигов, которых так жаждет подросток, в этих книгах тоже
будет немало. Одна история Коперника или Галилея чего стоит! Упорно
отстаивать свои взгляды, стойко вынося нападки врагов, — разве это не
подвиг? Даже монотонная с виду жизнь кабинетного ученого может быть
наполнена мужественными, дерзновенными поисками; просто это будут поиски
научной истины, а не сокровищ Вест-Индии.
Кстати о сокровищах. Вряд ли имеет смысл
нацеливать впечатлительных, ранимых детей на занятие бизнесом. Прежде
всего потому, что эта сфера по большей части криминальная, и человек с
тонкой душевной организацией не сможет чувствовать себя в ней спокойно и
уверенно, и, следовательно, не добьется больших успехов. Но если бы
даже все поголовно бизнесмены стали в одночасье порядочными и свято
чтущими закон людьми, творческим личностям (я в начале книги уже
говорила, что у робких детей, как правило, большой творческий потенциал)
разумнее поискать иную область для приложения своих талантов.
Короче, не требуйте от
Зайчишки-Трусишки, чтобы он стал Волком, но постарайтесь, чтобы он
постепенно превратился в здорового, уверенного в себе, красивого Зайца. И
не паниковал при мысли о волках. |