Тут, как говорится, «нет дыма без
огня». Хотя вовсе не обязательно страх наказания у детей свидетельствует
о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и
пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не
допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской
душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка
нет худшего наказания, чем это!
Подчас страх наказания, боязнь крика
или даже разговоров на повышенных тонах бывают обусловлены
несоответствием темпераментов и, главное, культурного уровня родителей и
ребенка. Причем не в пользу родителей. Да-да, говорят же о «врожденной
интеллигентности»! Такому ребенку жизнь в грубой, малокультурной среде
причиняет подлинное страдание. Его утонченность — особенно сейчас, когда
престижно быть «крутым» — как правило, вызывает у родных раздражение, и
он превращается в забитое, жалкое существо, хотя в культурной семье его
за те же самые качества ценили бы и создавали условия для их развития.
Для преодоления страха наказания — разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение — показаны подвижные игры.
1. «Пятнашки»
Игра, предложенная А. И. Захаровым, для детей от 3 лет .
Пятнающий взрослый может угрожать: «я
тебе покажу!» «лови его!», а затем, незаметно подыгрывая ребенку,
говорить с похвалой: «смотри, какой ловкий!», «надо же, никак не могу
догнать!», «устал! сдаюсь!». Подвижные игры всегда вызывают много
радости, поэтому угрозы воспринимаются как шуточные, но у ребенка
незаметно снижается страх перед ними в реальных отношениях.
Прикосновение, легкий удар в игре в какой-то мере имитируют физическое
наказание. Со временем можно усугубить этот момент, гоняясь друг за
другом с пластмассовыми кеглями. Это драматизирует ситуацию, да и,
оказавшись в роли водящего, ребенок, пусть и шутливо, может впервые в
жизни угрожать взрослому, оказаться с ним на равных.
Затем для пущего драматизма полезно,
пригласив в игру еще нескольких детей, сделать страшные и комические
маски. В маске ребенку труднее будет следить за водящим, поэтому игра
потребует еще большей ловкости и находчивости. 2. «Жмурки»
Игра, предложенная А. И. Захаровым, для детей от 3 лет .
Отличие этого варианта от широко
известной игры состоит в том, что взрослый в роли водящего задает тон,
шутливо угрожая во что бы то ни стало найти ее участников и расправиться
с ними, т. е., выступает в роли этакого гротескного злодея Бармалея.
Дети же должны хранить полное молчание, сдерживаясь даже, когда
«Бармалей» подходит к ним почти вплотную. В крайнем случае можно издать
только звук «у-у-у-у!». Тот, кто обнаружит себя раньше времени, либо
получает штрафные очки, либо выбывает из игры. Поймав «жертву», водящий,
как и положено в «жмурках», должен опознать ее на ощупь. Водят все по
очереди. Игра длится в среднем 20–30 минут, чтобы каждый несколько раз
побывал в роли водящего. Кроме страха наказания, «жмурки» помогают
преодолеть страх темноты и замкнутого пространства. 3. «Вышибалы»
Игра для детей 5–9 лет .
Это довольно известная игра, хотя в
последние годы она, увы, далеко не так популярна, как лет
десять-пятнадцать назад. Играют в нее на свежем воздухе. В игре
участвуют как минимум трое: двое игроков, стоя друг напротив друга на
расстоянии 5–8 метров, пытаются попасть мячом в третьего, стоящего между
ними, и тем самым «вышибить» его из игры. Если «вышибаемому» удается
поймать мяч на лету, он получает очко (аналог дополнительной «жизни» в
компьютерных играх), и, соответственно, возможность расплатиться этим
очком, когда «вышибающие» все же попадут в цель. Желательно, разумеется,
чтобы в игре участвовал взрослый, которого боится ребенок. Если это не
получается (например, строгий отец наотрез отказывается «заниматься
ерундой»), подключите к игре другого взрослого того же пола и примерно
того же возраста.
4. «Сердитый утенок»
Игра для детей 4–6 лет .
Робкие, «затюканные» дети часто боятся
даже в шутку изобразить гнев. Особенно в присутствии взрослых, которые
вызывают у них страх. Поэтому очень полезно постепенно снимать
эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в
которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка
(перевоплотиться в него нетрудно; стоит вытянуть вперед губы, и
получится смешной утиный клювик). Пусть малыш покажет, как утенок
сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ
должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами
взрослых. Это можно даже сделать номером домашнего концерта. Например,
утенок хочет поймать червячка (шнурок, который тянет кто-то из
родственников), а червячок уползает. Утенок сердится (ребенок хмурится,
топает ногой, сжимает кулаки и т. п.). |