Цель. Учить детей выделять первый согласный звук в слове; ознакомить с буквой Мм; учить
детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести
условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких
согласных (зеленый цвет).
Оборудование. Картинки со звуками [м—м']; палочки; картинки с изображением цветов; фломастеры; звуковые домики.
Ход занятия
I. Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.
1. — Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные
игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с
ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и
кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала:
«Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»
Какой первый звук в песенке коровы? ([м]).
Какой первый звук в песенке кошки? ([м']).
Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м—м']».
Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в
моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два
звука».
— Какие два звука имела в виду Маша? ([м]). Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова)
Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м—м']. На клумбе росли цветы: ирисы, маки, пионы.
— Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки) Почему? Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».
— Почему так сказала Маша? (В словах манная, молоко — первый звук [м]).
После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота. — Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук [м]). Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.
— Какие звуки слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки [м—м']).
К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»
«Я играю в слова со звуками [м—м']», — ответила Маша.
«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, — сказал папа,
посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, — ехал я полем
и увидел вот кого со звуком [м] в названии:
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. Кто это?» (Мышки)
— Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?
«Я привез тебе игрушку. Угадаешь — будет твоя:
Бьют его рукой и палкой —
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут». (Мяч)
— Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?
2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м—м'] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове — мягко.
Артикуляция звуков. При произнесении звуков [м—м'] губы сомкнуты; на пути воздушной струи стоит преграда; воздушная струя как бы разрывает губы.
Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными. Как видно из примеров, согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Характеристика звуков. Звуки [м—м'] — согласные; могут быть твердыми и мягкими.
II. 1. Звуковой анализ слов мышь и мяч (с закрашиванием фломастерами окошечек в домиках).
2. Игровая ситуация «Фокус».
Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов, на которых гласные звуки [м—м'] закрашены синим фломастером. — Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и
твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук
[м] в первом слове звучит твердо, а во втором — мягко, но солнышко
растопило всю его твердость?
Воспитатель берет желтый фломастер и закрашивает им синий квадратик
во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синий квадратик
превращается на глазах детей в зеленый. После этого принимается решение
обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые остаются синими.
Красным цветом, как раньше, обозначается гласный звук.
III. Закрепление нового материала.
1. Воспитатель предлагает из пары слов выбрать и назвать те, которые начинаются со звука [м'].
Примерные пары слов: масло — мясо, мак — мяч, море — мель, мышка — мишка, машина — метро и т. п.
2. Воспитатель показывает картинки со звуком [м] — дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха — летала, жужжала, надоедала.
Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь
(росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка
(бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл) и др.
IV. 1. Знакомство с образом буквы. Педагог интересуется у детей:
— Как вы думаете, звук [м] имеет свой знак — букву? А звук [м'] имеет
свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и
мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву,
которая обозначает звуки [м—м']. Показ демонстрационной буквы и
размещение ее на панно по адресу: четвертый этаж (четвертый ряд снизу),
квартира № 2 (вторая клетка слева). Квартиры для букв, обозначающих
согласные звуки, выделяются синим цветом.
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
V. Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет».
Цель:
упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять
составляющие его элементы. Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов
(стол, стул, снеговик и т. п) и предлагает ответить на вопросы: из каких
элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего
элементов? |