Цель. Уточнить артикуляцию звуков [б—б']; учить детей находить в
окружающей обстановке слова со звуками [б—б']; учить детей правильно
согласовывать существительные с прилагательными; упражнять в изменении
глагола хочу по числам, родам, временам; ознакомить с образом буквы Бб.
Оборудование. Схема анализа артикуляции, набор картинок, доска, мел,
панно букв, камень (любой твердый предмет), подушечка; картинка,
нарисованная белой гуашью на черном фоне; цветные карандаши.
Ход занятия
I. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: Чем режут бумагу? (Ножницами) Какой звук слышен в начале слова? ([н]).
Как называется часть суток, которая наступает после утра? (День) Какой звук вы слышите в конце слова? ([н'])
— Найдите на панно букву, соответствующую этим звукам.
Деление на слоги слова ножницы.
Звуковой анализ слова день (с использованием звукового домика).
II. 1. — А теперь задание для внимательных. Послушайте и опре делите, какой звук часто встречается в этом стихотворении:
Барабан боднул баран.
Бух! — и лопнул барабан. (Звук [б])
(Г. Виеру).
— С этим звуком мы сегодня будем знакомиться.
2. У звука [б] есть брат — мягкий звук [б']. Он живет, например, в таких словах: бинокль, бисер, бизон. (Дети в изолированном виде произносят звуки [б—б'])
Артикуляция звуков [б—б'] по схеме.
При произнесении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожат.
Характеристика звуков. Звуки [б—б'] — согласные, бывают мягкие и твердые.
3. — В нашей группе появились новые картинки с изображением предметов
со звуками [б—б']. Найди картинку, назови, определи, ка кой в ней звук —
мягкий [б'] или твердый [б], принеси ее к столу и положи картинку на
твердый камень, если звук [б] звучит твердо; на мягкую подушку, если он
звучит мягко. III. 1. Игра «Магазин» (работа парами). В магазине два отдела: в
одном продают предметы со звуком [б], в другом — со звуком [б'].
Воспитатель раздает детям по две картинки с этими звуками. Назначает
заведующих отделами, которые будут контролировать поступление товара.
Примерный набор картинок:
· на звук [б]: бант, банка, барабан, баранки, бабочка, банан, батон, бусы, шуба, рыба, альбом;
· на звук [б']: белка, белье, бидон, билет, бинокль, бинт, бегемот, бисер, бисквит, воробей, рябина.
2. Воспитатель предлагает детям побыть в роли покупателей и ответить на вопросы: что вы хотели бы купить? Что вы хотите купить?
Дети отвечают индивидуально и парами. Примерные ответы:
Я хотел бы купить ....
Я хотела бы купить ... .
Мы хотели бы купить ... .
Я хочу купить ... .
Мы хотим купить ... .
3. — Пока мы с вами были в магазине, на улице стемнело. Художник
изобразил ночь вот так (показ картинки). Он все изобразил белым цветом.
Назовите предметы, к которым подходит слово белый. (Дети перечисляют предметы с картинки. Затем подбирают свои слова, в которых есть звуки [б—б']: билет, бант, автобус, бинокль, балкон, лебедь, букет)
Аналогичная работа со словами белая, белое, белые.
IV. 1. Знакомство с образом буквы.
Два звука [б—б'] обозначаются одной буквой Бб. Она живет на третьем этаже (третий ряд снизу), в квартире № 1 (первая клетка слева).
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
V. — Художник рисовал ночь и пользовался черной и белой краской. Но я
знаю, что вы любите рисовать цветными карандашами. А раз сегодня мы
знакомились со звуками [б—б'], то давайте нарисуем красивые бордюры из вертикальных и горизонтальных линий. (Это слово начинается на звук [б])
Педагог напоминает, что все вертикальные линии надо вести сверху вниз, а горизонтальные — слева направо. |