Часто задаваемые вопросы
Что такое «освоение навыков»?
Освоение навыков – это пошаговая методика
помощи детям в овладении необходимыми умениями и преодолении
эмоциональных и поведенческих проблем. В этом процессе участвуют родные,
друзья и другие близкие ребенка.
В каком возрасте ее можно использовать?
Методика освоения навыков разработана для
детей от трех до 12 лет, но ее можно применять и в работе с подростками и
даже со взрослыми.
Кто может применять эту методику?
Изначально методика освоения навыков была
рассчитана на специалистов – психологов, консультантов, социальных
работников, педагогов специального образования – то есть на тех людей,
чья работа связана с помощью детям в преодолении проблем. Однако метод
настолько прост и надежен, что при минимальном руководстве со стороны
профессионала его могут применять и родители.
Какова основная идея методики освоения навыков?
Взрослые склонны рассматривать проблемы
ребенка как симптомы какого-либо нарушения, которое необходимо лечить, в
то время как для детей проблемы – это отсутствие умений, которыми нужно
овладеть. Методика освоения навыков основана на «детском» подходе. Ее
цель – помогать детям в освоении навыков, которые необходимы им для
преодоления существующих проблем. При этом методика требует вовлечения в
процесс родных, школы и друзей ребенка, и поэтому она оказывает
воздействие не только на него самого, но и на все его социальное
окружение.
В чем преимущества методики освоения навыков?
Основное преимущество этой методики в том,
что, хотя дети стесняются говорить о своих проблемах, обучение навыкам
представляется им интересным и стоящим делом. Кроме того, методика
поощряет взаимодействие с родителями, рассматривая их как партнеров и
включая их в команду поддержки ребенка в процессе его обучения.
С какими проблемами можно работать по этой методике?
Методика освоения навыков подходит для
весьма широкого круга проблем. К ним относятся страхи, неадекватное
поведение, трудности с концентрацией внимания, питанием, сном, туалетом,
дурные привычки, детские истерики и т. д.
Также наш метод подходит для облегчения
состояния ребенка при более серьезных нарушениях, таких как синдромы
дефицита внимания и навязчивых состояний, гиперактивность и
эмоциональная нестабильность, так как он помогает научиться лучше
контролировать себя.
Можно сказать, что методика освоения навыков
пригодна везде, где существует проблема, которую можно решить или
облегчить при помощи овладения каким-либо умением.
Связаны ли с применением методики какие-либо этические проблемы?
В целом освоение навыков – это безопасный
метод, и самое плохое, что может случиться при его применении, – он не
сработает. Однако, как любой метод, направленный на то, чтобы изменить
человека, он может использоваться по-разному, в том числе и в этически
сомнительных целях. Например, для того, чтобы учить детей лгать или
трудиться еще упорнее, когда они и так стараются изо всех сил. К
счастью, риск такого развития событий сводится к минимуму тем, что дети
сами принимают участие в решении, каким умением им нужно овладеть. Кроме
того, в качестве группы поддержки к участию в проекте приглашаются
самые важные в жизни ребенка люди.
Также в принципе возможно, что кто-нибудь,
лишь поверхностно знакомый с методикой, станет применять ее по букве, а
не по духу, не понимая ее философских основ, того, что она основана на
уважении к ребенку и на подлинном сотрудничестве с его социальным
окружением.
Наконец, стоит отметить, что освоение
навыков – это не панацея. Это всего лишь методика помощи детям в решении
тех проблем, которые можно преодолеть, овладев определенными умениями.
Ее применение не означает отказа от медицинской помощи или других мер,
если они необходимы.
|