Райя Вайсанен – логопед из города Оулу,
что на севере Финляндии. Она консультирует работников школ и детских
садов по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и аутизмом.
Регулярно она использует методику освоения навыков, обучая учителей и
других работников тому, как решать проблемы детей с особыми
потребностями. Ее рассказ иллюстрирует огромную разницу между
результатами индивидуальных сеансов у специалиста и совместной работы с
родителями и учителями.
Райя работала с Джессом, пятилетним
мальчиком с симптомами аутизма и отставания в речевом развитии. Еще
одной проблемой Джесса была крайняя привередливость в еде и дома, и в
детском саду. Из-за этого он страдал запорами и отказывался ходить на
горшок, потому что процесс дефекации стал очень болезненным. Дело дошло
до того, что в детском саду Джесс стал вообще отказываться обедать.
Вместо этого он прятался где-нибудь за дверью на протяжении всего обеда и
выходил только тогда, когда дети возвращались к играм. Джесс оставался
голодным и из-за этого испытывал боли в желудке и часто бывал в плохом
настроении.
Райя обучила персонал детского сада, как
можно справиться с проблемой еды. На первом этапе Джесс должен был
научиться накрывать на стол вместе с другими детьми. Этот этап оказался
успешным, и все хвалили Джесса за его поведение. Затем он начал садиться
вместе со всеми за стол, хотя и не есть при этом; на следующем этапе –
класть немного еды в свою тарелку, и т. д. Таким образом, шаг за шагом
Джесс постепенно добивался прогресса, пока не начал нормально есть
вместе со всеми.
Параллельно с тем, что происходило в
детском саду, Райя обучала родителей Джесса, которых особенно беспокоило
то, что мальчик отказывался ходить на горшок, а вместо этого пачкал
штаны или испражнялся на пол. Для родителей оказалось несложным
сформулировать необходимое для Джесса умение – пользоваться горшком.
Райя попросила родителей Джесса объяснить
ему, почему они считают, что для него так важно научиться пользоваться
горшком. Они объяснили, что это сделало бы их счастливыми и к тому же у
Джесса перестал бы болеть живот.
Джесс предложил стать его помощниками
родителям, бабушке и Райе. Он назвал свое умение «Король горшка», а его
существом силы стал бионикл – игрушка, которую Джесс очень любил. В
награду за овладение умением он также хотел бы получить от мамы нового
бионикла.
Приучение Джесса к горшку состояло из
регулярных тренировок в присутствии матери. Во время этих упражнений она
всегда подбадривала его, вне зависимости от того, что у него
получилось.
Райя выступала в роли помощницы Джесса.
– Представляешь?! Я сегодня утром сходил на горшок, – однажды сказал ей Джесс, придя на логопедическое занятие.
– Вот это да, ты быстро учишься, – ответила
Райя, – и твоя мама говорит, что ты стал говорить ей, когда тебе
хочется в туалет. Я думаю, это знак того, что скоро ты сможешь ходить на
горшок в любой нужный момент.
Прошло совсем немного времени, и Джесс удивил Райю, придя на занятие с новым биониклом в руке.
– Я получил его, потому что научился пользоваться туалетом! – с гордостью сообщил он.
Джесс был так горд своим вновь
приобретенным умением, что хотел научить ему и свою двухлетнюю кузину.
Взрослые слышали, как он объяснял ей, показывая новую игрушку:
– Ты тоже можешь получить такого, если научишься пользоваться горшком.
|