Цель. Побуждать детей поддерживать диалог со
взрослым; рассуждать, инициативно высказываться; вступать в игровое
взаимодействие со сверстниками. Образовывать названия детенышей животных
в единственном и множественном числе. Образовывать глаголы от
звукоподражательных слов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание
детей. Материал. Тазик с водой. Лодочка из бумаги. Картинки или игрушки: тигр, лев, слон, крокодил, бегемот и их детеныши. Содержание
1 Воспитатель
вносит в группу тазик с водой и лодочкой. Ставит на стол. Дети подходят
посмотреть, переговариваются. Воспитатель читает стихотворение. По реке плывет кораблик, Он плывет издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки, Только кошки и коты. Д. Хармс
2 — Что же это за моряки? (Свободные высказывания детей.) Как вы догадались? (Высказывания детей.) —
У наших моряков ушки на макушке и длинные хвосты. Они боятся кошек и
котов. Послушайте еще раз, что об этом говорится в стихотворении.
(Повторное чтение стихотворения.) — Это у мышек ушки на макушке и длинные хвосты. Это им страшны кошки и коты. —
Сидят мышки на корабле. А вокруг плавают рыбы и плещут хвостами:
«Флю-флю-флю». Они ныряют за кормом. Когда ныряют большие рыбы, то
слышно: «Плюх!» (Произносится громко.) А когда ныряют маленькие рыбки,
то слышно: «Плюх». (Произносится тише.) Дети повторяют все звукоподражания 2–3 раза. — Поплыли рыбки, хвостиком плещут: «Флю-флю-флю». Ныряют большие рыбы: «Плюх!» (Громко.) Ныряют маленькие рыбки: «Плюх!» (Тихо.) Без системы даются команды то маленьким, то большим рыбкам (5–6 раз). Задания выполняют все дети. 3 — Наелись рыбы и уплыли отдыхать. Садитесь. — А в это время начался сильный ветер: «Фу-у-у». Он гонит кораблик. Покажите, как дует ветер, как он гонит кораблик. Дети
подходят к столу, дуют на кораблик, наблюдают за его перемещениями. В
это время воспитатель читает отрывки из стихотворения В. Лебедева-Кумача
«Морские волки». Ходят волны кругом вот такие, Вот такие большие, как дом! Мы, бесстрашные волки морские, Смело в бурное море плывем! 4 Дети рассаживаются по местам и слушают стихотворение дальше. Поплывем мы в далекие страны, Где блестящие звезды видны, Где на ветках висят обезьяны И гуляют большие слоны. 5 —
Морские волки, представьте себе, что вы приплыли в далекие страны.
Достаньте свои бинокли (условное действие). Смотрите внимательно. Кого
вы видите? (Демонстрирует картинки.) — Вот идут слоны и их маленькие детеныши, сло… (нята). Интонацией незавершенности педагог побуждает детей самостоятельно образовывать наименования. — А вот крадется… (тигр). Он ищет добычу для своих маленьких… (тигрят). — Мирно спят… (львы) со… (львятами). — А вот к реке идут… (бегемоты) с детенышами — бегемотиками. — Осторожно, бегемоты! В реке водятся… (крокодилы). А кто детеныш у крокодила? (Крокодильчик.) — Вот сколько зверей в этой чудесной стране: и тигры с… (тигрятами), и львы со… (львятами), и бегемоты с… (бегемотиками). — Слоны призывно подают голос: «Ы-ы-ы». Что они делают? (Они трубят.) — Тигры: «Р-р-р» — … (рычат). Тигрята: «Р-р-р» — … (рычат). — Львы: «Р-р-р» — … (рычат). Львята: «Р-р-р» — … (рычат). — А крокодилы — не трубят и не рычат. Они… (молчат). Молчат как рыбы. И только челюстями клацают. Бегемоты тоже не кричат и не рычат. Они… (чавкают). Едят водоросли и чавкают. — Морские волки, интересно путешествовать? Расскажите, кого вы еще видите. (Свободные высказывания детей.) — А теперь берите бинокли и идите играть в морских волков. |